В ноябре 2010 года Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) совместно с агентством «Иванов Директ» провела практический семинар «Альтернативная доставка в России». Данное мероприятие проводится Ассоциацией второй год.
В начале семинара Владимир Шелихов, заместитель руководителя Федерального агентства связи, представил проект закона «О почтовой связи», практически согласованного в Правительстве РФ, и рассказал об изменениях в законе, которые коснутся всех участников рынка доставки почты. В частности, в новом законе введены термины — назначенный оператор почтовой связи, почтовый транспорт, отправитель, услуги почтовой связи общего пользования, услуги экспресс-почты. Введена статья «взаимодействие и присоединение сетей почтовой связи», в которой предусмотрено право операторов почтовой связи на присоединение к сетям других операторов на договорной основе и их обязанности. Впервые в закон о почтовой связи включена отдельная глава о специальной связи.
Шелихов обратил внимание представителей рынка альтернативной доставки на введение в новой редакции ФЗ обязательной сертификации оборудования и программного обеспечения, используемого для учета объема оказанных услуг почтовой связи в сетях почтовой связи общего пользования, а также почтовых конвертов и почтовых карточек. Также следует учитывать, что из перечня универсальных услуг исключается пересылка письменной корреспонденции с объявленной ценностью. Принятие закона «О почтовой связи» планируется в 2011 году.
Кирилл Фильченков, компания «Ридерз Дайджест», руководитель комитета НАДТ по альтернативной доставке, рассказал о проведенном тестировании крупнейших компаний дистанционной торговли, членов НАДТ, занимающихся доставкой физических товаров. Объем доставленной почты тестируемых компаний в 2009 году составил:
- более 50 млн. писем (включая «легкие каталоги, счета, self-maillers);
- 140 млн. каталогов (высылаемые бандеролями);
- 27 млн. посылок (товары).
Доставка писем и каталогов почти полностью осуществлялась Почтой России. Доля альтернативных служб в доставке посылок составила 5 % (разброс по фирмам от 0,01% до 15%). За последние 12 месяцев доля альтернативной доставки возросла примерно в 2 раза. При этом комитет отмечает, что процент не доставленных курьерскими службами товаров, как и год назад, остается выше, чем у Почты России.
Тем не менее, НАДТ прогнозирует в 2011 году рост альтернативной доставки по посылкам от 10 до 40%, который будет зависеть от тарифной политики курьерских служб; соотношения — курьеры / ПВЗ (пункты выдачи заказов); качества управления процессом доставки, прежде всего дисциплины курьеров.
Проведенное тестирование показало, что при одинаковом тарифе курьерских служб и Почты России, потребитель выбирает курьерскую доставку – 86% (разброс по фирмам от 75% до 92%), при обычной разнице в тарифах — ситуация меняется на обратную, предпочтение отдается Почте России. Вывод: развитие рынка будет зависеть от готовности курьерских компаний предлагать бюджетные тарифы на доставку, что реально при существующем увеличении объема пересылаемых товаров. В конечном итоге долю рынка альтернативной доставки определит потребитель.
К концу 2010 года на российском рынке впервые появились компании, предложившие населению новый способ доставки заказанных дистанционно товаров — с использованием сети посылочных терминалов. Такая услуга является альтернативой курьерской доставке и Почте России. Свои проекты на семинаре представили компания PickPoint (подробно о работе компании в № 12, 2010 г.) и компания Logibox. В отличие от PickPoint, называющей свои терминалы – постаматы, исходя из транскрипции слова post – почта, компания Logibox именовала свои станции по отправке и вручению отправлений – почтоматы (от слов – почтовый и автоматический).
Владимир Ахтырский, коммерческий директор Logibox, представил проект, стартующий в декабре 2010 года. Партнером Logibox является компания «Российские железные дороги» и терминалы планируется устанавливать, в первую очередь, на железнодорожных вокзалах, а также в крупных торговых центрах возле станций метрополитена.
Технологический процесс следующий:
- заказы от компаний забираются в доставку либо курьером Logibox, либо привозятся курьером компании;
- сотрудники Logibox или компании-партнера маркируют заказы и загружают их в ячейки почтомата;
- при доставке по России сотрудники Logibox формируют контейнеры, погружают их на соответствующий направлению поезд. На станции назначения, оборудованной почтоматом, производится разгрузка контейнера и загрузка отправлений в ячейки почтомата;
- после загрузки в ячейки автоматически формируется рассылка по получателям отправлений: адресат получает e-mail или SMS сообщение о том, что он может получить свое отправление в почтомате по указанному адресу.
- ячейка открывается получателем отправления с помощью пароля, указанного в сообщении, после оплаты отправления банковской картой (если оплата не была произведена ранее);
- при открытии ячейки получателю приходит уведомление в виде SMS сообщения о том, что он получил отправление;
- возврат отправления осуществляется получателем также через почтомат.
Logibox кроме доставки товаров дистанционной торговли планирует оказывать через свои терминалы и другие услуги:
- пересылку почтовых отправлений внутри города (Москва и Санкт-Петербург);
- пересылку почтовых отправлений между Москвой и Санкт-Петербургом;
- пересылку отправлений для курьерских служб;
- аренда ячеек на одни сутки.
Технологическим партнером является австрийская компания КЕВА, оборудованием которой пользуется Logibox. Размеры ячеек почтомата Logibox несколько отличаются от размеров PickPoint, мм:
- S – 80 х 440 х 610;
- M – 175 х 440 х 610;
- L – 365 х 440 х 610.
В каждой автоматической станции 76 ячеек: S — 32; M -32; L – 12.
Предельные размеры для отправления, см: 60 х 35 х 35.
На этапе пилотного запуска проекта (с декабря 2010 года по февраль 2011 года) компанией была развернута сеть из 15 почтоматов в Москве и 4 в Санкт-Петербурге. Logibox будет оказывать услуги доставки отправлений Интернет-магазинов, компаний дистанционной торговли, логистических операторов. В дальнейшем планируется охватить сетью терминалов все железнодорожные вокзалы страны 1 и 2 категории, установить почтоматы в городах с численностью населения свыше 300 тыс. чел., построить федеральную сеть по оказанию услуг приема, доставки и выдаче отправлений физических и юридических лиц по России, составив достойную альтернативу существующим сервисам. При удачном старте проекта к концу 2011 года Logibox предполагает довести количество почтоматов до 500 ед., а к 2013 году — до 3 тыс. терминалов.
Клиентами Logibox уже стали интернет-магазины OZON, re:Store, peredelka.tv и компании дистанционного бизнеса (AVON).
Панельная дискуссия семинара «Чем компании альтернативной доставки могут быть полезны друг другу для развития и расширения бизнеса» прошла безрезультатно. Идея создания компании-консолидатора, объединяющей мелкие и средние региональные курьерские службы, и способной предложить единый стандарт и технологию оказания услуги, пока не находит отклика у компаний. В России уже существует Ассоциация негосударственных операторов почтовой связи (АНОПС) и Ассоциация экспресс-перевозчиков (АЭСП). Обе эти организации решают другие задачи и представляют крупных игроков рынка, предлагающих услуги доставки на международном и федеральном уровне по слишком высоким ценам для региональных покупателей дистанционной торговли. НАДТ заинтересована в развитии рынка доставки, доступного самому широкому кругу потребителей. Александр Иванов, президент НАДТ, предложил на первоначальном этапе создать «Клуб» — неформальное объединение компаний с целью поиска решений по консолидации курьерских служб, и выразил готовность предоставить площадку для поиска такого решения инициативной группе. Но готовы ли к этому сами курьерские службы? Очевидно, на сегодняшний день компании альтернативной доставки предпочитают самостоятельное развитие бизнеса.
О.О. Громова, руководитель проекта
Научно-исследовательский отдел ФГУП НИИПС